Технологии ускоряют все процессы и изменения в бизнесе в несколько раз. А ещё меняется не только скорость, но и подходы — например, по отношению к конкурентам.
Ещё 10 лет назад руководители бизнеса концентрировались на автоматизации. Тогда инвестировали в технологии с целью снизить затраты, уменьшить риски и повысить эффективность.
Но мир меняется. Конечно, технологии всё ещё должны повышать экономическую эффективность, но одновременно с этим — увеличивать доходы компании. Руководителям важно сохранять конкурентоспособность бизнеса и искать для этого рабочие инструменты.
Стратегия — основа
То, с чего нужно начинать — это стратегия. Ничего не происходит без плана, к тому же технологии влияют буквально на все бизнес-сферы. Хорошая стратегия запускает «цепную реакцию», которая влияет сначала на УТП, а потом на бизнес-модель фирмы и её корпоративную архитектуру. Рекомендую руководителям сначала провести конкурентный анализ, а потом выяснить, какие внешние факторы влияют на вашу нишу. С вероятностью 99,9% вы поймёте, что именно появление новых технологий приводит к тому, что кто-то вырывается вперёд.
Для примера посмотрим на рынок здравоохранения. Эту отрасль часто делят на:
— поставщиков (больницы и центры), где работают врачи и лечат пациентов;
— плательщиков — это компании, которые продают медицинское страхование или сопутствующие услуги.
Пандемия подтолкнула к тому, чтобы и поставщики, и плательщики переосмыслили свою работу. Поэтому запустили сервисы онлайн-консультаций с врачами (как в сфере физического, так и ментального здоровья), приложения от государственных и частных клиник (с онлайн-записью, результатами обследования, рецептами на лекарства) и так далее. Эти продукты либо стали частью существующей услуги, либо отделились в отдельную категорию. В итоге — доволен и бизнес (из-за роста прибыли), и клиенты (из-за комфортной работы с врачами).
Но есть и другая сторона медали. Компании из сферы здравоохранений теперь конкурируют не только с коллегами-поставщиками, но и с технологическими компаниями. И здесь могу дать совет по личному опыту — перестать воспринимать конкурентов как противников.
Лучше посмотрите на них как на потенциальных партнёров. У компаний из сферы здравоохранения много отраслевых знаний, которых не всегда хватает IT-гигантам. Например, чтобы автоматизировать анализ МРТ или рентгеновских снимков, не обойтись без знаний радиологии и физиологии. Они есть у медработников, а вот у инженеров — нет.
Домашний уход, научные исследования и разработки, услуги в сфере психического здоровья, генетика или биофармацевтика — в любой области здравоохранения вы найдёте стратегических цифровых партнёров, с которыми можно сотрудничать.
Текущая ситуация на рынке
— Скоро технологические компании ограничат число партнёров. Поэтому успевайте сделать свои интересные предложения
— В тренде — кросс-функциональные команды из нескольких компаний. Это помогает по максимуму использовать навыки каждой фирмы
— Стратегия — на первом месте. При любых сотрудничествах составляйте план того, чего вы и ваши партнёры хотите достичь
— Кстати о стратегии — в любом плане клиент должен быть на первом месте. Поработайте над тем, чтобы коммуникация с клиентами стала более интерактивной.
Вместо вывода. Сейчас самое время по максимуму использовать возможности технологий. Те, кого вы считаете главными конкурентами, на самом деле могут стать вашими главными партнёрами.


